Заводу «КРИЗО» 140 лет!

Заводу «КРИЗО» 140 лет!

Свою историю акционерное общество АО «ЗАВОД «КРИЗО»» начало 140 лет назад, в 1883 году, в период бурного развития промышленности в Российской империи. Именно тогда, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Георгий Мартынович Пек создаёт в столице России, в Санкт-Петербурге, слесарно-механическую мастерскую, которая вскоре приобретает статус Механического завода.

Свидетельством этого является запись в официальном справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» в редакции 1909 г. – «№ Б-1712. Пек Георгий Мартынович. Механический завод. Год основания – 1883. Местонахождение: Санкт-Петербург, Петроградская сторона, Церковная, 17а.» (Церковная ул. — ныне ул. Блохина).

В 1890 г. предприятие преобразовано в электромеханический «Завод по выделке электрических машин». Однако такое название в архивных документах и адресных справочниках не прослеживается. Сначала это Механическая мастерская, а затем Механический завод Г. М. Пека.

Успешное развитие предприятия и расширение номенклатуры производимой продукции, потребовали создания Торгового дома. Не позднее 1900 г. на ул. Малая Морская 13 (с июля 1902г. по июль 1993г. – ул. Гоголя) появляется Торговый дом технических машин и инструментов завода Г.М. Пек.

Интересно отметить, что одним из первых заказчиков завода был генерал-лейтенант российского флота А. Н. Крылов, впоследствии всемирно известный академик, имя которого присвоено крупнейшему НИИ судостроительной отрасли – основанному в 1894 году Крыловскому государственному научному центру. По заказам Морского ведомства завод Г. М. Пека выпускал электрооборудование для кораблей Военно-Морского флота России, таких, как «Павел 1», «Бородино», «Адмирал Макаров», «Аврора» и ряда других. Таким образом, предприятие исторически было ориентировано на удовлетворение нужд Военно-Морского флота нашего государства.

В период с начала 1890-х г. до 1918 г. предприятие выполняло различные заказы Морского ведомства. В Российском государственном архиве Военно-Морского флота (РГА ВМФ) (Российский государственный архив Военно-Морского флота, Серебристый бульвар д.24, корп.1) сохранились документы, свидетельствующие об изготовлении приборов для снаряжения снарядов и артиллерийских патронов, машинки для испытания на разрыв парусины, тканей и тонкой проволоки, станков для минной мастерской, приборов электрического освещения, приборов управления артиллерийским огнём и другого оборудования.

В 1918 г. предприятие было национализировано и временно законсервировано.

Завод Г.М. Пека возобновил работу после окончания гражданской войны в феврале 1922 г. в составе Центральной государственной экспериментальной мастерской новейших изобретений (ЭКСМАНИ), которой руководил Владимир Иванович Бекаури. По предложению В.И. Бекаури, Решением ВСНХ от 20 (26) марта 1924г., Механическому заводу ЭКСМАНИ присвоено название «Красный изобретатель» — «КРИЗО». (Приказ №102 от 31.03.2024г.). Вплоть до начала Великой отечественной войны, завод занимался исключительно морской тематикой.

После войны предприятие было вновь открыто и передано в ведение Госкомитета по судостроению (Министерства судостроительной промышленности). А в 1946 г. на заводе создано Опытно-конструкторское бюро (ОКБ завода «КРИЗО»).

В 1963 г. ОКБ преобразовано в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Меридиан», а завод выделен в отдельное подразделение – опытный завод «КРИЗО» и перебазирован в 1964 г. на вновь построенную производственную площадку в Гатчине.

Высокий профессиональный уровень тружеников завода, богатый производственный опыт и грамотное руководство предприятием, позволяли ему в 1970-1990-х годах входить в число лучших предприятий Минсудпрома СССР.

В связи с экономическими преобразованиями, произошедшими после развала СССР, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества», по решению общего собрания трудового коллектива (протокол №2 от 09.12.1993г.), приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (Лен.обл. КУГИ) от 06.06.1994г. №132 учреждено Акционерное общество открытого типа АООТ «Завод «КРИЗО»» (в дальнейшем Открытое акционерное общество ОАО «Завод «КРИЗО»» и, далее, Акционерное общество АО «ЗАВОД «КРИЗО»»).

Этим же приказом установлено, что акционерное общество является правопреемником государственного опытного завода «Кризо» НПО «Меридиан».

В соответствии с законом Ленинградской области от 03.04.2023г. №31-оз «О внесении изменения в областной закон «Устав Ленинградской области», г. Гатчина стал столицей Ленинградской области. Таким образом, АО «ЗАВОД «КРИЗО»», как и в период своего зарождения вновь стал столичным предприятием.

Сохраняя и приумножая многолетние славные традиции, АО «ЗАВОД «КРИЗО»» и сегодня является одним из ведущих предприятий Ленинградской области, надёжным и ответственным исполнителем важнейших заказов оборонного комплекса государства. Уже на новом научно-техническом уровне продолжилась ориентация на обеспечение потребностей Военно-Морского флота России.

В 2000-е годы Завод самостоятельно разработал приборы пожарной сигнализации нового поколения «Кристалл – М». А затем приступил к их серийному изготовлению для кораблей ВМФ. Система позволяет обнаружить и оценить характерные факторы любого пожара. Такие, как дым, повышенная температура, открытое пламя и их различные сочетания. Разработанные совместно с Политехническим университетом им. Петра Великого (г. Санкт-Петербург), и заложенные в систему современные математические алгоритмы, позволяют отделять реальные факторы от мнимых (так называемых «ложных»). Такие возможности аппаратного комплекса ложатся в основу создания нового класса систем пожарной сигнализации, которые позволяют оценивать обстановку по сложным группам факторов, следить за динамикой развития пожара и выдавать рекомендации экипажу по мерам борьбы с возгоранием.

Разработана уникальная автоматизированная система пожаротушения тонкораспылённой водой высокого давления (АС ПТ ТРВ ВД) «Ижора-ТРВ». Система предназначена для обеспечения пожаро-взрывобезопасности надводных кораблей и судов обеспечения ВМФ, гражданских судов морского и речного флота.

Локализация и тушение возгораний осуществляется в результате создаваемого системой водяного тумана высокой плотности, который эффективно подавляет возгорание и при этом использует небольшое количество воды (в 10 раз меньше, чем при тушении спринклерными системами). Система пожаротушения отличается высокой надёжностью и, при этом, водяной туман безопасен для людей.

Высокое качество, надёжность и эффективность выпускаемой продукции, позволили АО «ЗАВОД «КРИЗО» в 2000-х годах выйти на зарубежный рынок. В Китай, Индию, Вьетнам, Грецию, Южную Корею поставлялись системы размагничивания.

Наряду с разработкой и изготовлением профильной для себя продукции, предназначенной для Военно-Морского флота, АО «ЗАВОД «КРИЗО»» в инициативном порядке осуществляет проектирование и подготовку производства для выпуска автомобиля «Амфибия». Без какого – либо переоборудования и/или дооснащения автомобиль будет передвигаться по земле и по воде, обеспечивать достойный уровень комфорта водителю и пассажирам, полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к легковым автомобилям общего назначения.

Автомобиль имеет независимую подвеску всех колёс, что позволяет ему уверенно передвигаться как по ровной дороге, так и по пересечённой местности. Кузов выполнен из композитных материалов, что исключает его коррозию и обеспечивает надёжную герметизацию внутреннего объёма автомобиля. Для движения по воде используются два водомёта с автономным электрическим приводом.

Богатые трудовые традиции, высокий профессионализм тружеников предприятия, тесное и плодотворное взаимодействие с научными организациями, грамотное руководство, позволили АО «ЗАВОД «КРИЗО»» не только с честью преодолеть все проблемы и испытания, связанные с экономическими преобразованиями в стране, а также с мировыми финансовыми и экономическими кризисами, но и оставаться в числе лучших предприятий отрасли, уверенно смотреть в завтрашний день.

Последние новости

RSS Последние новости Ленинградской области