Слушания в Общественной палате РФ

Слушания в Общественной палате РФ

В Москве 10 апреля 2019 года Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка провела общественные слушания по подготовке проекта заключения по результатам экспертизы законопроектов №481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и №428641-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси». По приглашению Общественной палаты РФ, в указанных общественных слушаниях принял участие генеральный директор Региональной общественной организации (РОО) «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области» Ю.В. Чижков.

Работа над новым законом о такси началась в 2015 году, когда законопроект внесли в Госдуму и приняли в первом чтении. Летом 2018 года отозвали, но затем снова внесли. В декабре прошлого года закон о такси приняли в первом чтении, отправив на доработку ко второму. Однако работа над документом затянулась. Представитель Государственной Думы РФ Юрий Иванович Нагерняк, выступая во вторник в ОП РФ, сообщил, что рабочая группа по доработке законопроекта до сих пор не создана.

В общественной экспертизе законопроектов принимают участие члены Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов РФ, Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, представители органов государственной власти, предпринимательского сообщества в сфере перевозок легковым такси, общественные эксперты.

Наряду с поддержкой инициативы государственного регулирования отношений в области перевозок легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, а также введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковым такси, участники общественных слушаний отметили целый ряд серьёзных недоработок представленных законопроектов. Было отмечено, что это сложный законопроект, в котором будет отрабатываться комплекс вопросов для всей отрасли перевозок.

Подводя итоги общественных слушаний, Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Сергепевич Алёшин констатировал — «Надо принять закон, который устраивал бы всех, спешить с этим не надо».

Для подготовки Заключения Общественной палаты РФ, учитывающего высказанные в процессе общественной экспертизы замечания, участникам слушаний предложено представить в срок до 15.04.2019г. свои предложения в Экспертно-аналитический центр при Общественной палате РФ.

Предложения по указанным законопроектам, подготовленные РОО «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области» направлены в Общественную палату РФ 11.04.2019г.

Предложения и замечания по проекту федерального закона «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных  актов Российской Федерации».

Проект №481004-7
1. В Статье 1. Общие положения, в части 4, пункт 1 записано:

4. Основными задачами настоящего Федерального закона являются:

«1) повышение качества услуг, предоставляемых легковым такси и службами заказа легкового такси в целях удовлетворения потребностей населения;»

Кроме этого, в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси» констатируется:

«Вместе с тем, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для
здоровья и бзопасности граждан. Не единичны случаи, когда водитель такси, превышая скоростной режим или допуская нарушение иных правил дорожного движения, не справляется с управлением транспортным средством и попадает в
аварию, причиняя вред пассажиру или ставя его жизнь и здоровье под угрозу.»

Комментарий.
Проект закона не предусматривает мер, направленных на повышение уровня профессионализма водителей, сокращение злоупотреблений в этой сфере и снижения уровня рисков для здоровья и безопасности граждан.

Предложение.
Считаем, что в законе должны быть предусмотрены меры более строгого и объективного отбора водителей и транспортных средств, допущенных к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В частности:

  • допуск к работе в легковом такси только водителей имеющих водительские права, выданные в России (возможно, в том субъекте Федерации, где осуществляется деятельность по перевозке граждан);
  • проведение медицинского освидетельствования, подтверждающего возможность работать водителем легкового такси, только в уполномоченных медицинских комиссиях и введение солидарной ответственности данных комиссий за объективность выданных документов;
  • проведение технических осмотров транспортных средств, допускаемых к работе в качестве легкового такси, только на уполномоченных станциях технического обслуживания и введение солидарной ответственности данных станций за объективность выданных документов;

Кроме того, должна быть предусмотрена возможность аннулирования разрешений не только в случае возникновения ДТП со смертельным исходом, но и в случае неоднократного (например – более 3-х раз), в течение определённого периода времени (например – года), правил дорожного движения, зафиксированных службами ДПС.

Целесообразно подумать об установлении правил общения водителей с пассажирами и о возможности ауди- видео фиксации такого общения.

В целях пресечения деятельности водителей, многократно (регулярно) нарушающих правила дорожного движения (даже тогда, когда ещё не причинён вред пассажиру, а его жизнь и здоровье не поставлены под угрозу), предлагаем ввести кратность (2-ух- или  3-хкратное увеличение) увеличения штрафных санкций за каждое последующее нарушение в течение определённого (например – в течение года) периода времени.

Данное предложение относится и к другим видам нарушений, в частности тем, которые рассмотрены в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси». Это и передача заказа легкового такси (обеспечение доступа к информации о заказе легкового такси) лицам, не получившим в установленном порядке разрешений на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, и нарушение требований к осуществлению деятельности по перевозке легковым такси и т.д.

2. В Пояснительной записке к данному закону содержатся предложения следующего содержания:

«Развитие цифровой экономики вызвало появление на рынке такси агрегаторов, осуществляющих коммуникацию фрахтовщиков и фрахтователей через IT-платформы.

Агрегаторы изменили структуру услуг и способ выбора заказа такси. Деятельность агрегаторов оптимизировала процесс коммуникации фрахтователей и фрахтовщиков.»

«Деятельность агрегаторов, напрямую влияющая на формирование рынка такси, законодательно не урегулирована. Данные субъекты не учтены и не идентифицированы в процессе оказания транспортных услуг. Не установлены их права и обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром.»

— «Настоящий законопроект устраняет проблемные вопросы, возникшие в правоприменительной практике. Вводятся требования к агрегаторам, устанавливаются особенности осуществления их деятельности, в том числе запрет передачи заявок лицам, не имеющим разрешения на деятельность
такси. Закрепляется порядок и основания ответственности агрегаторов и перевозчиков за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.».

Комментарий.
В статье «Основные понятия, используемые в данном Федеральном законе» и в тексте закона вообще отсутствуют и определение, и упоминание об агрегаторах.

Предлагаем ввести в данный закон понятие «агрегатор», его определение (расшифровку, толкование, применительно к данному закону). В явном виде установить их права и обязанности, определить их ответственность перед пассажиром, порядок и основания ответственности агрегаторов и перевозчиков за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.

3. Статья 9. Территория, на которой действует разрешение, в части 3 записано:

«Разрешение, выданное одним субъектом Российской Федерации, может  действовать на территории другого субъекта Российской Федерации без ограничений относительно маршрутов следования при условии наличия между субъектами Российской Федерации соответствующего соглашения. Соглашение подлежит опубликованию на официальных сайтах высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заключивших такое соглашение, в течение одного дня с момента его заключения.»

И далее, в Статье 11. Порядок предоставления государственной услуги по приёму и учету извещений служб заказа легкового такси, в части 1 записано:

«Государственная услуга по приёму и учёту извещений служб заказа легкового такси предоставляется уполномоченным органом по месту осуществления деятельности службы заказа легкового такси. В случаях, если деятельность службы заказа легкового такси до дня вступления в силу настоящего Федерального закона осуществлялась на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или после дня вступления в силу настоящего Федерального закона планируется к осуществлению на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, извещения подаются в уполномоченные органы каждого из таких субъектов Российской Федерации.

Комментарий.
Принимая во внимание, что деятельность службы заказа легкового такси осуществляется или планируется к осуществлению на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, порядок отчисления налоговых и иных фискальных платежей в федеральный бюджет должен определяться законами Российской Федерации, а не соглашением субъектов Российской Федерации. Кроме того, с целью упорядочивания и придания единообразия распределению указанных платежей между региональными бюджетами, предлагаем установить правила и нормативы уплаты налоговых платежей и иных фискальных сборов в федеральный бюджет и бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. В Статье 4. Порядок предоставления государственной услуги по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений, выдаче дубликатов таких разрешений, в части 5 записано:

«Форма бланка заявления и порядок его подачи устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.»

Комментарий.
Считаем необоснованно завышенным уровень установления формы бланка заявления и порядка его подачи — законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Предложение.
Учитывая, что все данные (сведения), которые должны быть в бланке уже установлены настоящим Законом, достаточно уровня только нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Данное предложение распространяется, также, на Статью 11. Порядок предоставления государственной услуги по приёму и учёту извещений служб заказа легкового такси, часть 6, в которой записано:

«Форма бланка извещения и порядок его подачи устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.»

5. В Пояснительной записке к проекту федерального закона «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных  актов Российской Федерации» записано:

«Настоящий законопроект предусматривает дифференцированный подход, обеспечение индивидуализации наказания с учётом характера совершенного административного правонарушения, учитывая причинение вреда публичным интересам. Ответственность легальных перевозчиков снижается, нелегальных — значительно ужесточается.»
Комментарий.

Из текста закона не видно, каким образом и в чём именно «Ответственность легальных перевозчиков снижается». Какие у них преимущества перед нелегальными.

Предложение.
Сформулировать в явном виде преимущества, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих легальную деятельность в сфере перевозок легковым такси. В чём их преимущество перед нелегалами, экономические преимущества работы в легальном секторе перевозок.

6. В Статье 18. Ответственность фрахтовщиков и служб заказа легкового такси, в части 1 записано:
«Фрахтовщик несёт ответственность за вред, причинённый при
перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, в соответствии с гражданским законодательством.»

Комментарий.
В проекте закона не отражена степень (уровень) ответственности юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Условия обязательного страхования и возмещения вреда определяются ими вместе со страховщиками.

Предложение.
Считаем, что в законе, в явном виде должны содержаться значения страхового возмещения при возникновении того или иного страхового случая. Например:

  • в случае гибели пассажира – компенсация родственникам (близким людям) в размере 2 млн. рублей (или иная обоснованная сумма);
  • в случае причинения тяжкого вреда здоровья, повлекшего увечье потерпевшего (инвалидность потерпевшего и т.п.) – компенсация в размере 100% стоимости лечения и 1 млн. рублей (или иная обоснованная сумма) на адаптацию потерпевшего к дальнейшей жизни в условиях ограничений, связанных с полученным вредом здоровью в результате страхового случая;
  • в случае причинения тяжкого вреда здоровья, потребовавшего последующего лечения потерпевшего – в размере 100% стоимости затрат на данное лечение;
  • в случае причинения вреда имуществу (багажу) пассажира – в размере 100% стоимости повреждённого имущества.

Предложения и замечания по проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси».

Проект № 428641-7
Статья 2
Внести в статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №17, ст.2310; 2012, №18, ст.2126) следующие изменения:

5) пункт 3 части 16 дополнить подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) иметь договор обязательного страхования в отношении каждого транспортного средства, на которое выдано разрешение, и обеспечивать его своевременное заключение на новый срок в пределах срока действия разрешения;

д) при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сообщать потерпевшим и (или) их родственникам сведения о страховщике, с которым ими заключен договор обязательного страхования, его филиалах и представительствах (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда.».

Комментарий.
Таким образом, юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определяют условия обязательного страхования и возмещения вреда совместно со страховщиками. При этом они даже не участвуют в процессе возмещения вреда в случае возникновения страхового случая, а лишь сообщают данные о страховщике, с которым заключён договор страхования.

Предложение.
Обращаться к страховщику, с которым заключён договор обязательного страхования, в его филиалы и представительства должно само юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. И на него должно быть возложена ответственность доказательства наличия страхового случая, а также выплаты страховых средств потерпевшему в соответствии с установленным пределом ответственности. Потерпевшим и (или) их родственникам следует сообщать данные сведения только для уточнения условий, разъяснений и т.п.

Последние новости